М. К. Кабан

  • Геофизический центр РАН

Михаил Константинович Кабан – доктор физико-математических наук по специальности «Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых». Известный ученый в области построения комплексных моделей коры и верхней мантии. На основании разработанных им методов были построены 3-х мерные модели  литосферы и верхней мантии, которые представляют основные физические параметры: распределения плотности, температуры, изменения состава мантии, а также основные реологические параметры. При этом, глобальные модели иерархически включают детальные построения для всех континентов и их частей. На основании разработанных им динамических моделей, было изучено воздействие мантийной конвекции на континентальную литосферу, её напряженное состояние и деформации. В частности, впервые получена модель корня североамериканского кратона, смещенного мантийными потоками на 800-1000 км в западном-юго-западном направлении.

Область научных интересов: совместная интерпретация гравиметрических, сейсмических, геофизических и геологических данных для различных приложений: построение и интерпретация комплексных моделей земной коры и мантии как на региональном, так и на глобальном уровне; моделирование глобальной динамики мантии; исследование изостазии, реологии, механического поведения литосферы и поля напряжений, вызванных плотностными неоднородностями литосферы; разработка геофизического программного обеспечения: решение прямых и обратных гравитационных задач (3D) с учетом информации, даваемой другими методами; кросс-спектральный анализ гравитационного поля и поверхностной нагрузки с целью определения эффективной мощности упругой литосферы.

Сессия

  • Системные исследования природных процессов Арктики

    Арктическая зона РФ на сегодняшний день является наименее исследованным регионом России с точки зрения оценки влияния различных природных процессов на деятельность по его освоению и развитию. Потепление в Арктике происходит не менее чем втрое сильнее, чем в среднем по Земле. Ярким свидетельством таких климатических изменений служит быстрое сокращение площади распространения и объема арктических морских льдов. Результаты расчетов с моделями климата показывают, что, возможно, во второй половине 21-го века акватория будет полностью освобождаться ото льда в летне-осенние месяцы. Такие оценки говорят в пользу активизации освоения Северного морского пути как перспективной транспортной магистрали.